База Кероман
47°43',70 N ; 3°22' W



Кероман - база немецких подводных лодок в порту города Лориан (Lorient) на атлантическом побережье Франции. В 1940м году адмирал Карл Дениц развернул программу строительства баз-бункеров для размещения и ремонта п/л на побережье. Всего было построено пять таких баз-бункеров : в Бресте была размещена 1ая и 3ья флотилий U-Boote, в Лориане  - 2ая и 10ая флотилии, в Сен-Назере - 6ая и 7ая, в Ла Палис (около Ла Рошели)  - 6ая флотилия, в Бордо - 12ая флотилия, итальянские п/л, японские п/л.
После войны Кероман использовался французскими подводниками. Там базировались дизельные п/л типа Narval, Arethuse, Daphne, Agosta. в составе Атлантической эскадры п/л. Последняя лодка Сирена (тип Daphne) ушла оттуда в 1997 году. Все эти лодки порезали в связи с сокращением подводного флота в котором остались только АПЛ базирующиеся в Тулоне и ПЛАРБ в Бресте.

База Кероман строилась поэтапно с 1941 до 1943. До 15 000 рабочих ТОДТа и вольнонаемных было одновременно занято на строительстве. Первое здание (Кероман-1) объединяет под бетонной крышей-убежищем осушаемый наклонный слип и пять ячеек. Второе здание (К-2) состоит из семи ячеек для п/л и укрытия для тележек. Оно замыкает пространство с обратной стороны К-1.


Схема К1 - К2



Вот схема совместного функционирования К-1 и К-2 любезно заимствованная вот с этого сайта (автор которого судя по всему сам заимствовал её с музейного билета). Здесь видно что п/л заходила в док-слип, после откачки воды оказывалась на тележке которая транспортировала её в одну из 12 (5 + 7) ячеек. Длина каждой ячейки около 80ти метров.

Док-слип К-1

Вход К-1

Вход в док-слип К-1. Слева видна амбразура артиллерийского дота. За дотом - т.н. "башня Дэвиса", тренажер спасения экипажей с затопленной п/л построенный немецкими подводниками, после войны и до недавнего времени использовавшийся французскими моряками. Для тренировок они в частности использовали немецкий учебный фильм-реконструкцию операции по спасению экипажа U-171 в октябре 1942 (см. ниже).

Док-слип К-1

Док-слип К-1. Вид со съемного мостика над входом. В глубине видна наклонная часть и ворота во двор между К-1 и К-3.
Обычно док-слип используется для хранения гоночных катамаранов (без мачты) но летом они все "на улице" у пирсов.

Бункер К-3

В схеме К-1 и К-2 лодка должна была некоторое время находиться под открытым небом во время транспортировки из док-слипа в ячейку и назад. Немцы опасались авианалета в момент транспортировки, особенно если на тележке окажется лодка подготовленная к выходу в море, с полным запасом торпед. Эта проблема должна была быть решена строительством третьего бункера, К-3. В нем семь ячеек разной ширины (от 15 до 22м) и длины (от 82 до 103 м).
Все они должны были использоваться как доки, без промежуточной транспортировки п/л.

К-3 и К-1

Бункер Кероман-3. Слева от него виден вход в док бункера К-1. Ещё левее из воды торчит ржавая надстройка корабля (возможно крейсер Страсбург) который немцы затопили перед К-3 в качестве защиты от авиационных торпед. Его мачты поддерживали сеть защищавшую ячейки от торпед сброшенных под углом и от планирующих торпед...



На крыше видны три башни ПВО.








Вход в первые справа ячейки. Справа от ячеек виден дот.



На этой и предыдущих фотографиях ворота двустворчатые. Немцы предусматривали батопорты. но успели изготовить и привезти из Германии только два батопорта. Они стоят на крайних слева ячейках. Французы же предпочли для остальных ячеек более легкую двустворчатую систему которая кажется не позволяет использовать ячейку как док..





Бетонные башни на крыше бункера предназначены для ПВО.





Средняя ячейка "двойной" вместимости. Внутри какой-то буксир.



Соседняя ячейка, вид изнутри.



Одна из первых слева ячеек с закрытым батопортом.



Здесь моряки видимо оборудовали собственный порт для катеров.



Следы присутствия французского подводного флота : отметки на стене упоминают п/л Narval и Daphne. Речь идет о свинце (о балласте ?)...



Вид поперек. Справа - мастерские. Слева - ячейки G, F, E. В каждой ячейке под потолком мостовой кран.



Вид оттуда же но в обратную сторону. Торец ячейки C справа, огражден решеткой.



Вид с крыши бункера К-3 на выход с рейда Лориана. Слева форт Пор-Луи запирает вход на рейд. В самой узкой части перед ним ширина фарватера меньше 150 метров. Вдали темной полоской почти незаметен остров Груа (но я точно знаю что он там ;-). На острове
в реквизированном замке немце устроили дом отдыха для подводников вернувшихся с моря. Справа на берегу - вилла где адмирал Дениц квартировал в 1941 - 42 годах. Уходившие в поход и возвращавшиеся лодки проходили перед его окнами. Ещё правее - новый порт для яхт.


План К-3

План бункера К-3. Заимствован вот с этого сервера автор которого сам похоже заимствовал этот план с какого-то немецкого сервера : план немецкого происхождения но включает например двустворчатые двери установленные французами и не предусмотренные проектом (см. выше).

Защита от бомб


На К-3 немцы применили схему защиты с многослойным перекрытием. Снизу вверх, сначала идет бетонное перекрытие толщиной 3,5 м, потом 2,5 м коридора - воздушной полости, наконец сверху перекрытие из не соприкасающихся бетонных балок толщиной 1,8 м и примерно 1 м в сечении. Зазор между балками ок. 0,1 м. Воздушные коридоры во многих местах открываются наружу и в соседние коридоры. Вся конструкция предназначена для отведения энергии взрыва тяжелых бомб.
Позднее французские моряки добавили ещё одно легкое перекрытие над балками.

Потолок К-3

Внутри коридора-воздушной полости. Прямо наверху след от попадания "Толлбоя" (5,5 тонн). Частично разрушены три балки. Основное перекрытие не повреждено. По левой стороне свет падает из проёмов открывающихся на край крыши. Напротив каждого из них - проход в соседний коридор. Картинка заимствована с музейного документа : по коридору можно ходить но фотографировать там трудно из-за недостатка света.

Дом-бункеры

В 1940 году, ещё до начала строительства Кероман немцы пробовали устроить бункеры для ремонта п/л с карусельной транспортировкой в середине рыболовного порта. В этом проекте лодка на тележке поднимается по слипу и попадает на рельсовый поворотный круг откуда направляется в одно из семи железобетонных убежищ. Наклонные стены убежища должны были отражать бомбы. Немцы назвали их "дом-бункеры" за сходство с готическим собором (Dom). После постройки двух ближайших к воде дом-бункеров строительство остановилось поскольку выяснилось что их 60ти метровые ячейки могут принимать только лодки типа II. Лодки серии VII в них не помещались. Тогда рядом с дом-бункерами началось строительство бункера Кероман-1.

Дом-Бункер1

Рыболовный порт, слип в середине и "дом-бункеры" Д1 и Д7.

Дом-Бункер2


ДомБункер3

Вид на "дом-бункеры" с крыши К-3.

История U-171 и тренажер спасения

Эту историю рассказывают в музее "башня Дэвиса". В 1942 году англичане регулярно минировали с самолетов подходы к Лориану. Применяли донные магнитные и плавющие контактные мины которые дрейфовали туда-назад с приливным течением в проливе между островом Груа и континентом, где проходит северный фарватер (глуб. 20 - 40 м) подхода к Лориану. Немцы приспособили несколько "прорывателей" (
sperrbrecher), переоборудованных торговых судов для сопровождения п/л. На носу "прорывателя" была горизонтально установлена десятиметровая металлическая штанга под напряжением. Она должна была вызывать детонацию магнитных мин. На палубе было сварено несколько вышек с пулеметами, для защиты лодки от плавающих мин и от авиации.
9го октября 1942 года лодка U-171 (тип IX C) всплыла в точке рандеву к юго-западу от острова Груа, после шести недель боевого патруля у берегов Мексики, Луизианы и Кубы. "Прорывателя" на месте встречи не оказалось. Дальше версии расходятся. По одной, командование приказало лодке идти в порт без эскорта. По другой, капитан сам принял это решение. Гюнтер Пфеффер только что получил звание корветен-капитана, это было его первое командование и первый патруль.
Лодка двинулась вперед в надводном положении и сразу же затонула на английском минном поле "Артишоки". Двенадцать человек в том числе капитан были выброшены за борт и быстро подобраны "прорывателем". 22 человека погибло. Шестнадцать оставшихся в торпедном отсеке выбрались с с индивидуальными спасательными аппаратами, с сорокаметровой глубины, и были подобраны "прорывателем".

 

Прорыватель Sprerrbrecher 134 (бывший Falke) опоздавший к месту радеву с U-171... и подобравший её экипаж.. Рисунок заимствован  вот отсюда.

По результатам спасательной операции немцы разработали методику тренировок спасения экипажа для только что построенного тренажера. Наибольшая сложность была психологического порядка : приучить весь экипаж к рефлексу - оказавшись в полузатопленной лодке, в темноте, нужно самим затопить отсек чтобы сравнять давление с забортным и по одному через шлюз выбираться на поверхность.



Стены здания до сих пор увешаны вот такими учебными фотографиями немецких подводников (заимствована вот отсюда), их национальная принадлежность определяется по форме дыхательных аппаратов и минервы.
Немецкое оборудование и схема тренировок оказались достаточно удачными : французские подводники с небольшими изменениями использовали их и немецкий учебный фильм для тренировки экипажей дизельных п/л. Экипажи атомных п/л тренируются на британском тренажере в городе Gosport.


Полезные ссылки


- Все пять атлантических баз-бункеров на сервере The U-boat Bases
- Подводные лодки, их базы и Битва за Атлантику на сервере "Bases Sous-Marines"
- Музей "Башни Дэвис"
- Музей и ассоциация ветеранов Атлантической эскадры п/л французского флота базировавшейся в Керомане - MESMAT


Вот и всё.
Если Вы хотите что-то добавить или похвалить, пишите в ru.military.navy. Если хотите покритиковать, пишите самому себе.
Если хотите помотреть несколько картинок кораблей (высокое качество увы не обещаю) щелкните вот сюда.
Все картинки кроме специально оговоренных принадлежат автору : "
ane/СТОЙ_СУКА/kra@fr/СПАММЕР_!/ee.fr"